Производство продуктов питания: вакансии имеются?

Доллар и евро по отношению к национальной валюте выросли, иностранные товары существенно подорожали. Получается, отечественные производители, в том числе продуктов питания, должны оказаться в выигрыше, почувствовать приток новых покупателей... Так ли это и как сегодня живут российские производители продуктов питания, читайте в нашем обзоре.   

Рост без кредитов

В первую очередь кризис коснулся тех предприятий, которые были обременены кредитами. А поскольку в кредитных отношениях так или иначе участвовало большинство производителей, то кризис затронул многих. Однако некоторым кредитной ловушки все же удалось избежать. По словам Александра Антошина, руководителя отдела по управлению персоналом ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», предприятие опирается на собственные средства и не имеет кредитной нагрузки. Помимо этого, у компании есть современные сырьевые комплексы, позволяющие значительно снизить зависимость от импортных поставок. А это в условиях существенного подорожания доллара и евро играет немаловажную роль, позволяя сдерживать рост цен на продукцию предприятия.   

Однако полностью нивелировать последствия подорожания бивалютной корзины мало кому из отечественных производителей удастся. Дело в том, что большая доля отечественной продукции производится из импортного сырья и на зарубежном оборудовании. Поэтому со скачком стоимости евро и доллара резко выросла и себестоимость российской продукции.    

«В условиях нынешней экономической ситуации мы наблюдаем смещение спроса с более дорогих на менее дорогостоящие продукты. Однако большинство потребителей не снижают при этом своих требований к качеству. Поэтому хорошо продается продукция с оптимальным сочетанием цена – качество», – пояснил Александр Антошин.
 
На кадрах не экономим!

Судя по комментариям предприятий, кадровая политика у большинства производителей продуктов, несмотря на кризис, практически не изменилась.   

Каких бы то ни было существенных изменений ни в систему мотивации персонала, ни в другие составляющие кадровой политики они не вносили. Даже соцпакет, по информации сотрудников службы персонала ряда крупных производственных компаний, остался у них на докризисном уровне: наряду с полагающимися по трудовому законодательству гарантиями некоторые предприятия обеспечивают сотрудников бесплатными обедами, предоставляют медицинскую страховку.    

Все запланированные проекты, связанные с набором и обучением персонала, реализуются и в ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат». «Разумеется, есть регламентированная процедура аттестации, цель которой – контроль знаний и повышение уровня квалификации сотрудников, а не увольнение», – поделился Александр Антошин.
 
Вакансии имеются?

Даже в период кризиса производителям продуктов питания требуются специалисты. «На сегодняшний день у нас открыты вакансии продавцов наших фирменных магазинов, мерчендайзеров и водителей-экспедиторов», – поведал Александр Антошин. Оплата труда таких специалистов в ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» составляет 20-25 тыс., 14-20 тыс. и около 35 тыс. рублей соответственно.   

Однако в последнее время правительство РФ все чаще поднимает вопросы переобучения населения с целью преодоления безработицы. Как выяснилось, такая мера вполне может быть реализована на предприятиях – производителях продуктов. У них есть ряд вакансий, которые они готовы предложить людям без опыта работы и соответствующего образования.  

И хотя на период обучения оплата труда стажеров достаточно небольшая (от 10 тыс. рублей), после того как они станут полноценными специалистами, предприятия готовы платить таким сотрудникам вполне конкурентную заработную плату.   В ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» людям без профессионального опыта готовы предложить работу на производстве, причем первые три месяца – под четким руководством наставника. Также на предприятие периодически принимают стажеров в отделы рекламы и маркетинга. «Мы иногда привлекаем к работе студентов последних курсов, давая им шанс в дальнейшем у нас трудоустроиться. Придя к нам, они могут рассчитывать на зарплату порядка 20 тыс. рублей», – сообщил Александр Антошин.

Судя по всему, производители продуктов не только никого не увольняют, но и действительно готовы брать новых сотрудников. Однако, несмотря на определенный резерв рабочих мест на предприятиях, производящих пищевую продукцию, здесь есть несколько нюансов: как стало ясно из комментариев специалистов, работа, которую готовы предложить данные предприятия людям без соответствующего опыта, чаще всего низкоквалифицированная (за исключением трудоустройства студентов профильных вузов) и оплата за нее соответственно невелика. Ну и наконец, предприятия все же не резиновые, и трудоустроить, пусть даже временно, большое количество безработных, которых к тому же надо сначала обучить, вряд ли способны.   

Сильные останутся, слабые уйдут
 
Прошедший год, безусловно, стал непростым для производителей продуктов питания, в том числе предприятий мясоперерабатывающей отрасли. Цены на сырье выросли практически вдвое. Переработчики же, по их словам, не могли себе позволить пропорционально поднимать отпускные цены, так как это привело бы к резкому снижению спроса. Поэтому предприятия работали с крайне низкой рентабельностью.
  
«Проблемы, которые существовали у производителей сельскохозяйственной продукции и до кризиса, в кризис только усугубились. В первую очередь это отсутствие законодательного регулирования взаимодействия поставщиков с ритейлом», – считает Александр Антошин. В мясоперерабатывающей отрасли частичная зависимость производителей от иностранных поставщиков сырья и устаревшие механизмы регулирования импорта мяса тоже накладывают свой отпечаток. Но кризис помимо угроз дает и возможности для развития. Самые востребованные московские производители по-прежнему планируют рост объемов производства и продаж, продолжают развиваться. В кризис выживают сильнейшие. И от каждого отдельно взятого предприятия зависит, как оно будет развиваться. Поэтому, как и в других отраслях, здесь важно мобилизовать все силы, оптимизировать производственные процессы, повысить качество продукции, уменьшив при этом издержки. Тогда и спрос будет, и рентабельность повысится, и новые рабочие места появятся.


19.03.09
Газета «Работа сегодня»
Автор: Лана Кубано
PDF, 51.24 KB






ТМ "Останкино"
ТМ "Папа Может"
ТМ "Советское наследие"
ТМ "Коровино"